Базовые факторы превращения в гуля:
1. Очень много радиации, полученной единомоментно.
2. Наличие ВРЭ (в воздухе или в веществах) и попадании ВРЭ в организм. (в 3 и 4 фоллыче это не упоминалось, но и сам Крис Авеллон отрицал этот фактор в более поздних источниках лора).
3. Генетическая мутация, создающая безопасный переход в состояние разумного гуля.

Хэнкок бахнул смесь из довоенной наркоты и радиоактивного элемента, а на Столичных Пустошах был в воздухе ВРЭ. И что Хэнкоку, что Мойре невероятно повезло, что в их организмах была эта самая мутация.
Так к моменту попадания Престона с выжившими после резни в музей, минитменов практически не осталось. Их буквально 3 калеки: Престон с его травмой чувства справедливости, бабка, и техник-любитель постоять на крыше Стёржес. Потому всю организацию приходится собирать с нуля. И в конце концов, когда минитмены вырастают до серьезной силы, уже и другие начинают присоединяться. На дорогах появляются патрули минитменов, начинается нормальный рекрутинг и стуктуризация отделений.

А Подземка - это просто ебнутые любители швейных машинок, которые по какой-то причине считают, что если в эту машинку засунуть ИИ - то она сразу получает все права, и ей надо насильно перепрошить мозги (у них тонна трупов синтов валяется, которым сломали мозг во время замены личности), выкинуть в пост-апокалиптическую пустошь и сказать - живи!
Одно дело, если б Институт похищал людей, вставлял бы в них чип контроля и заставлял работать на себя. Но Институт же производит синтов. Буквально собирает их из биологических искусственно выращенных компонентов. Без программы, синты не функционируют. Программа сложная, высокоуровневая, она формирует личность. Личность развивается, да. НО! Без программы это просто тело. Чем синт отличается от робота?
Но страх перед технологиями у Братства никуда не делся. Они изображают из себя самых знающих, самых правильных, тех, кто идет по самому правильному пути, отрицая технологические достижения прошлого, при этом лицемерно выстраивая свою теорию правильности на чисто военной логике и военном приспособлении, придуманном исключительно для ведения войны и уничтожения людей. Зачем уничтожать синтов? Это же высшее достижение робототехники. Поймай, исследуй, проведи реверс-инжиниринг, сделай массовое производство сравнительно дешевых и не взрывающихся маленьким ядерным грибочком роботов. Но нет. Мы их будем уничтожать. Попытаться договориться с местными и предложить им сотрудничество в обеспечении пропитания и энергии, тем самым укрепив авторитет Братства и перетянув все поселения на сторону Братства? Нет. Предложить технологию обнаружения компонентов синтов в теле человека и раздать поселениям, избавив их от страха перед синтами? Нет.

При этом само Братство Стали пережило крупный переворот, смену власти. От лояльного к обычным людям и прогрессу старейшины Лайонса, Мэксона отличает жестокость, нетерпимость и отсутствие желания найти решение проблемы, а желание лечить симптомы молотом, а не скальпелем.

Не будь Мэксона и лояльного ему круга людей, Братство смогло бы договориться с Институтом и пойти на уступки друг другу, т.к. их идеологии лежат в разных плоскостях интересов. Попытка повторить эксперимент, который привел к инценденту Разбитой Маски, но под гарантиями безопасности от Братства Стали, могла бы увенчаться успехом и дать новый толчок к развитию Бостона, возможно даже очистить его от враждебных людям организмов и обеспечить безопасность. Братство умело поддерживать порядок, договариваться с людьми, Лайонс тому пример.
Ну и если честно, мне как-то Институт ближе. Они обладают технологиями, способными поменять всю картину пост-апокалиптической истории. Они осторожны, но не тупы (в отличие от Братства Стали с их утилитарно-милитаристическим подходом к технологиям ("Технология - это опасно, она уничтожила человечество!" Потому мы их соберем, заберем у всех, положим в бункер и будем на них сидеть и не пущать!)).
Институт имеет нормальную вертикаль власти, где основную роль играет знание и прикладной опыт.
И самое главное - Институт имеет стабильный источник энергии, который лишен опасностей старой энергетики - термоядерный реактор.
Едиственная проблема - идеология, но в концовке Института, организации приходится выйти из тени и все, в том числе доктор Айо, принимают эти изменения и поддерживают мирное сосуществование с остальными жителями Содружества.
Не могу, жду пока F4SE обновится)
Они такими и были, пока не случился раскол и часть минитменов ушла в "свободное плавание". Если не ошибаюсь, Клинт (один из боссов Ганнеров, в силовой броне) - один из бывших предводителей минитменов, который вместе со своей бандой утащил почти все, что осталось от снаряжения минитменов после резни в Квинси. А Престон решил вывести выживших хоть куда-нибудь, где будет поменьше рейдеров и бывших "товарищей".

ГГ буквально из нихуя и кучки людей, которые пешком прошли через весь пост-апокалиптический Бостон, воссоздает ополчение. Я б не стал бы их называть нытиками или обиженными.
Да, это говорится в разрезе обсуждения создания аналога Open Cities для Старфилда. То есть предлагается "отключить" рандомную генерацию карт планет, а грубо говоря, "запекать" ее на момент первой загрузки.
Проще говоря, беседка ввела механизм генерации уровней, который не дает моддеру, делавшему Open Cities, перенести его с Скайрима без особых усилий, а требует переписывать, чтоб учесть генерацию карт планет.
Для Старфилда еще инструментарий не вышел, если что. Все моды, которые что-то меняют сейчас, делаются либо через DLL-injection, либо через простой редактор, который перенесли со старых версий CE. Посмотри на саааамую первую страницу модов для Скайрима и Фоллаута - там такой пиздец, что ты б говорил то же самое про них.
Смотря с какой стороны изучать этот вопрос. По факту, методы оптимизации можно разбить на 3 группы:
1. Оптимизация геймплея (ограничение взаимодействия с миром, упрощенная/нереалистичная логика комплексных действий и т.д.) - снижает нагрузку на CPU. Тут ничего переносить не надо, средняя мощность CPU не слишком выросла со времен Фоллыча.

2. Оптимизация изображения и рендеринга (тут у беседки серьезный скачок, если сравнивать фоллыч 4 и старфилд). Беседка начала использовать рейтрейсинг, добавила более эффективный частичный рендеринг при большой концентрации интерактивных объектов в одном квадрате локации, сделала более реалистичное освещение и более эффектное динамическое изменение эффектов окружающей среды (технология отрабатывалась в фоллыче, потому думаю, что перенос этой технологии в фоллыч гарантирован).

3. Оптимизация взаимодействия с миром для NPC. В старфилде NPC, назначенные на базу, научились нормально ходить по лестницам и подниматься на второй этаж! В фоллыче с этим была проблема, построить компактную многоэтажную базу было крайне сложно, т.к. NPC постоянно подгружались в центре базы, отрабатывал скрипт просчета путей, делалась поправка на пакеты поведения, и только потом они все расходились по своим местам. Было несколько фанатских модов, которые меняли последовательность обработки поведения, засчет расширения зоны охвата скрипта просчета путей, и еще один, который очень-очень быстро заставлял выполняться поправку на пакеты поведения (что телепортировало NPC к местам их взаимодействия с окружением у игрока на глазах). Но проблема была фундаментальная и в Старфилде ее решили.

Старфилд неоптимизирован для работы на компах ниже среднего, это факт. Но я сторонник такой идеи, что если комп не в состоянии тянуть технологии, которые разработчик добавляет в игру с какой либо целью - надо давать возможность их отключать без вреда именно для геймплея. Или, если они являются ключевыми (допустим, кто-то использует рейтрейсинг для создания лабиринта с зеркалами) - предупреждать об этом.
Беседка же проапгрейдила движок, сделала много хорошего для движка с точки зрения возможностей, но забыла дать людям возможность это все отключить, чтоб на их устройстве все шло более-менее нормально.
Ебучий центр города. Со всеми методами оптимизации, но с включенным ENB - фпс улетает 10-15 кадров, и вылеты, вылеты, вылеты! Ебучая лужа, рядом с которой сидят три собаки и пара гулей! Там всегда вылеты нахрен! И насколько мне известно - это именно косяк Беседки, а не из-за модов.

Если Беседка реально сможет починить центр города - это будет отлично. Они в официальном посте обещают значительную оптимизацию. Есть надежда, что новые фишки рендеринга из Старфилда они перетянули в Фоллыч. Тогда это будет супер. И Фоллыч начнет работать значительно стабильнее.